Главная»Новости Союза»Таисия Владимировна Василенко

Таисия Владимировна Василенко

Поделиться в социальных сетях

В июле 1941 года вчерашняя школьница Таиса Зинина (Таисия Владимировна Василенко), вместе со 120 своими товарищами из Куркинского района отправилась на прифронтовую линию под город Ржев рыть окопы и противотанковые рвы. Отправляли ребят со станции Куликово поле. У всех на груди комсомольские значки, а в руках остро отточенные штыковые лопаты. Ещё вчера мирно светило солнце, тополиный пух залетал в школьные окна. Ребята и девчата после выпускного вечера, взявшись за руки гуляли по родному поселку и мечтали. Мечтали о разном и об одном: быть полезными Родине. Кто-то связывал своё будущее с родным колхозом, кто-то с работой в школе или больнице, а были и такие, кто видел себя в небе. По примеру Валентины Грзодубовой, Марины Росковой, Полины Осипенко хотели быть лётчицами. Их имена были тогда у всех девчат на устах.

Но случилась беда, и по призыву райкома партии, районного военкомата все как один отправились на трудовой фронт, на сооружение третьей линии обороны Москвы. Через восемь суток пути прибыли к месту назначения. Инженер-сапёр объяснил работу: глубина рва – 4 метра, направление рва-вдоль предполагаемой линии обороны, далеко вдаль. Взялись за работу, полетели далеко в сторону комья земли. Жгучий солёный пот заливает глаза, едко щиплет шею, под мышками. В мышцах колет, как будто кто-то вогнал туда булавку. На краях рва вырастают глыбы земли, её надо ещё дальше отбрасывать в сторону, иначе сыплется за шею, под рубашку.

Затем пошли рыть землю уступами- нижний бросает землю верхнему, тот в свою очередь перебрасывает тому, кто стоит ещё выше, и так в четыре этапа. Солнце печет. Особенно тяжело внизу-ни ветерка, ни тени. Предательская мысль в голове: выбраться наверх, упасть в траву, а там будь что будет. Но это минутная слабость.  Тяжело. Очень. Но спасает мысль: на фронте отцам и братьям ещё тяжелее. И они начинают бросать лопатой землю выше и дальше. Кажется, больше не повернёшь рукой. Но глянешь: вверху, внизу твои подруги-землячки и вроде становится легче. В редкие минуты отдыха куда только деваются хмурь и злость? Шутки, смех.

Через три-четыре дня дали о себе знать кровавые мозоли. Но никто не хныкал. Назло врагу, сжимали зубы и бросали землю. Порой древко лопаты становилось мокрым от пота и прорывающихся мозолей. Зато через неделю ладони становились твёрдыми, как говорили ребята- превращались в «копыта».

«Порой кажется, -вспоминает Таисия Владимировна, — вот-вот либо выпустишь лопату из рук, либо сама свалишься вниз головой на самое дно. Но вот откуда-то сверху песня «Расцветали яблони и груши…». Поют все и ещё быстрее стучат лопаты.»  Если бы подсчитать «выработку» у этой «Катюши», то она была бы самой высокой на всей прифронтовой линии под Ржевом.

Трудна была работа, опасно становилось в прифронтовой зоне, где всё чаще появлялись фашистские самолёты, подолгу зависала в небе над лесом «рама», высматривая добычу. Вдруг истошный голос сверху «Воздух!». Откуда только силы брались! Как горох из мешка и в разные стороны. Но бывало. Что вместо бомб летела на девчат туча бумажек. Оказывается, у немцев были свои доморощенные поэты: «Русские дамочки, не копайте ямочки. Придут наши таночки, затопчут ваши ямочки». Парни возмущались: «Ах, сволочи! Шли бы вы со своими стихами… сказали бы куда, да перед девчатами стыдно… но трудились вы не зря. Бумага ваша пригодиться для одного дела».

Всё тревожнее становилось в районе лагеря. По ночам немецкие самолёты сбрасывали фонари, и они горели в небе по полтора-два часа, а по утрам доносился гул артиллерийской кононады.

В начале октября отобрали всех шестнадцатилетних и отправили на бетонный завод, как сказали «на поправку здоровья». Конечно, работа там была не легче. Просеивали гравий от  песка для бетона. Работали 50 минут, 10 минут отдыхали. О перерыве оповещали ударом в подвешенный рельс. Как только слышали звон, все валились на гравий и тут же засыпали. И так с утра до вечера. И всё же тут было легче: лучше кормили, обедать ходили в столовую, после противотанкового рва это была роскошь.

Так юная Таиса вместе со своими подругами и друзьями трудились до середины октября 1941 года. С последним поездом в тыл уехали они на открытых платформах в родное Куркино. Ещё долгих 4 года трудилась Таиса в родном селе, помогая фронту. Уже в мирное время, став взрослой, была она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

Сегодня, к сожалению, Таисии Владимировны Василенко (Зининой) с нами уже нет, но остались её воспоминания в Куркинском краеведческом музее, по которым и был составлен этот рассказ.

Информация публикуется в год 80-летия обороны города-героя Тулы в Великой Отечественной войне, 45-летия присвоения Туле почетного звания «Город-герой» и 80-летия Союза женщин России как правопреемника Комитета советских женщин в рамках реализации Тульским региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» социального проекта «Этих дней не смолкнет слава» при поддержке Правительства Тульской области.

Предыдущия новость

Работа в участковых избирательных комиссиях

Следующая новость

Знаменательное событие маленькой сельской школы