Главная»Новости районных отделений»МОИСЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

МОИСЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Поделиться в социальных сетях

Я родилась 06.01.1928 г, в д.Рассоха Чернского района Тульской области. Выросла в бедной многодетной крестьянской семье с 4 детьми, которым на начало войны было двум старшим сестрам по 13 и 11 лет, брату 5 лет и младшей сестре всего 2 года. Как и большинство крестьянских семей непосильным трудом, но с большим энтузиазмом родители стремились построить новую  для нас жизнь и дать счастье детям. Но 25 октября 1941 г. немецкая армада, руша все на своем пути, докатилась и до нашей деревни.

Хорошо помню, как с ревом пронесся вражеский самолет и крик отца: «Вы что сидите, сейчас «будет гореть небо и земля», уходим в соседнюю деревню!». И мы ушли, оставив все, что было нажито, в т.ч. домашний скот и птицу. Взяли только корову, единственную кормилицу в семье. Некоторое время ютились в одной хате родственника, где было уже 27 человек. Пришлось вернуться домой, т.к. не было даже места для сна.

25 октября 1941 г. немцы оккупировали Чернь и нашу деревню, а перед этим повсеместно раскидывая и сбрасывая листовки с надписью: «Пеките блины и делайте квас. 25-го будем у вас!». Так оно и случилось. Они заняли все наши дома, расселяясь по нескольку человек в доме. Переночевав, двигались на Тулу, а к нам заселялись новые.

Наша молодежь скрывалась в соседних селах, где немцы еще не были, пряталась в лесах, подвалах, в скирдах на полях, благо было лето. В нашей деревне, что помню я, немцы вели себя как хозяева нашей земли. Жестко требовали исполнять их приказы: принести, накормить. Отбирали все, что можно и им необходимо, несмотря на малолетних детей. Взятых в плен закрыли в конюшне, чтобы угнать или уничтожить. Но один солдатик сбежал, мама дала ему на дорогу хлеба, но он был пойман и тут же расстрелян. Помню, как две «бедовые» подружки две молодые совсем девушки, две Зины, Береза и Черемисина, были расстреляны за то, что не выполнили приказ немца снять со стены портрет И.В.Сталина. Все это было на наших глазах, и остро хранит наша память до сих пор.

В 13 лет я осознавала все и запомнила многое и страшное. Едет немецкий танк, он как бы не едет, а плывет, а на его эшафоте лежит убитая свинья, большая такая. Видимо, у кого-то отобрали и убили, чтобы употребить в пищу. На одного из немцев залаяла собака, и тут же была застрелена. Детский крик: «За что?» повис в воздухе.

Всего 2 месяца немецкого ада мы были в оккупации, немцам не удалось взять ни Тулу, ни Москву, но память об этом злодеянии навечно осталась в моем сердце и  нашего поколения детей войны и тружеников тыла. Даже в этих условиях я, 13-летняя девочка вместе с матерью принимала участие в сооружении заграждений против немецких танков, подносила камни при строительстве дороги к нашему аэродрому на д.Выползово. Вместе с матерью доили коров, заготавливали корм для скота, чтобы прокормить семью, собирали на полях оставшиеся после уборки колоски и относили в ригу для отработки зерна. Надо было жить дальше. Вместе со взрослыми от зари до зари старались восстановить все, что было разрушено и разграблено, получая похоронки. У нас пропал без вести дядя, оставив двух сыновей, один из которых родился без него. В 1944 году, не дожив всего год до окончания войны, умерла мама, и мы остались с бабушкой. Выжили, выстояли, но всегда фраза ее остро отзывается в моем сердце: «Не дай бог, деточки, пережить то, что пережили мы во время той бойни 20 века!».

В год 80-летия обороны города-героя Тулы в Великой Отечественной войне, 45-летия присвоения Туле почетного звания «Город-герой» и 80-летия Союза женщин России как правопреемника Комитета советских женщин, в рамках реализации Тульским региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» социального проекта «Этих дней не смолкнет слава» при поддержке Правительства Тульской области публикуется серия воспоминаний женщин-участниц, тружениц тыла, детей Великой Отечественной войны.

Предыдущия новость

Женское лицо труда и доблести

Следующая новость

Вера Ивановна Костина